Континуум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Континуум » Темы NN » «Восточные сладости»


«Восточные сладости»

Сообщений 121 страница 130 из 191

121

А.А.Накорчевский, А.В.Смирнов

ДИАЛОГ БУДДИСТА И СУФИЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА

Историко-философский ежегодник '92. - М.: Наука, 1994, с.182-199

https://fenomens.narod.ru/religiya/medi … dialog.htm

_____

Давно читала этот текст - в бытность свою увлечения суфизмом, годков так -дцать тому назад. Надо бы освежить в памяти. Буддизм же мне никогда не импонировал, ввиду отсутствия в нём Бога.

А ссылку скинула, чтобы не потерялось, ибо сайт-первоисточник уже недоступен для россиян (о чём говорит приписка в самом низу страницы по ссылке). Да и вдруг кому-то будет интересно просто сравнить два восточных взгляда на одну и ту же "вещь" (как в известной притче про слона и слепых "мудрецов"). Оба учения с Востока (по сабжу), но... Тут я оставляю читателя наедине с его мыслями.

0

122

Очень "вкусный" (как сейчас модно говорить) отрывок, или "пища для ума", из бесед (состоявшихся летом 1930 года) Альберта Эйнштейна и Рабиндраната Тагора:

Эйнштейн: Существуют две различные концепции относительно природы Вселенной:
1) мир как единое целое, зависящее от человека;
2) мир как реальность, не зависящая от человеческого разума.

Тагор: Когда наша Вселенная находится в гармонии с вечным человеком, мы постигаем ее как истину и ощущаем ее как прекрасное.

Эйнштейн: Но это – чисто человеческая концепция Вселенной.

Тагор: Другой концепции не может быть. Этот мир – мир человека. Научные представления о нем – представления ученого. Поэтому мир отдельно от нас не существует. Наш мир относителен, его реальность зависит от нашего сознания. Существует некий стандарт разумного и прекрасного, придающий этому миру достоверность – стандарт Вечного Человека, чьи ощущения совпадают с нашими ощущениями.

Полностью - здесь.

Я бы поспорила даже и с Р. Тагором. Мне больше импонирует точка зрения Эйнштейна, ибо, если взять во внимание точку зрения эволюционизма, то некоторое время мир вполне себе благополучно существовал и без человека (о чём говорится даже в библейской книге Бытия). А вот отсылка его визави на "антропный принцип" - это уже "совсем другая история", отчасти отвечающая, кстати, и на вопрос Татьяны Черниговской, прозвучавший в одном из телеинтервью (в самом конце): "Зачем нужно какое-то существо, которое раскрывает законы, которые и так действуют?"

У меня есть ответы (?), но тут я снова оставляю читателя наедине с его мыслями.

0

123

NN написал(а):

Тагор: ... Поэтому мир отдельно от нас не существует...

Небольшое "лирическое отступление" к вышесказанному:

https://oclo.ru/wp-content/uploads/2023/10/solovei-v-cheremukhe-2.webp

Хуан Рамон Хименес

«КОНЕЧНЫЙ ПУТЬ»

...И я уйду. А птица будет петь,
как пела,
и будет сад, и дерево в саду,
и мой колодец белый.

На склоне дня, прозрачен и спокоен,
замрёт закат, и вспомнят про меня
колокола окрестных колоколен.

С годами будет улица иной;
кого любил я, тех уже не станет,
и в сад мой за белёною стеной,
тоскуя, только тень моя заглянет...

И я уйду; один - без никого,
без вечеров, без утренней капели
и белого колодца моего...

А птицы будут петь и петь, как пели.

Перевод А. Гелескула

https://www.askbooka.ru/stihi/huan-ramo … y-put.html

0

124

Вернёмся к Востоку - колыбели большинства (если не всех) общеизвестных религий...

Перекличка веков:

В объятья гурии в раю, мол, попадешь,
Потоки меда там, ручьи вина… Но все ж
Не слишком доверяй посулам, виночерпий,
В кредит вина не лей, бери наличный грош.

В раю, слыхали мы, найти нам суждено
И гурий ласковых, и сладкое вино.
Так вот мы и берем обещанное небом, —
Сейчас или потом, не все ль ему равно?

Омар Хайям

https://omar-hayyam.com/stihi-o-rae-i-ade/

Эхом вторит ему Руми:

По смерти нам сулят награду вышним раем;
Там чистое вино, там гурий нежный взгляд.
Ну, мы - и здесь к вину и к милой прибегаем,
Коль и в раю нельзя других достичь наград!

Джалал ад-дин Руми (перевод Ф.Корш)

http://sufism.ru/

Но Хайям был первым.

"Всё это было смешно, когда бы не было так грустно", ведь понятия ада и рая были привнесены в Библию только в Новом Завете, а вот в Ветхом Завете этих понятий нет: ветхозаветный библейский божок расправлялся с неугодными посредством глада, мора, "египетских казней" и так далее. Наказанием была просто смерть, скоропостижная или долгая и мучительная. Мы и так все смертны - это не ново. Отсюда возникает множество сопутствующих вопросов, но, как читатель наверняка уже догадался, я оставлю его наедине с его мыслями. Скажу лишь самую малость: здесь идёт отсылка к кораническому описанию рая... для мужчин. Про женский же рай, каким бы он мог бы быть Там, не сказано ни слова.

0

125

Они едят и пьют в мире фантазий,
Их желания и их страсти зиждятся на фантазиях,
Их война и их мир — не более чем фантазия,
Их слава и их стыд основаны на фантазиях.

Руми

0

126

Хотя Истинный — Один, верования предстают в различных обличиях. Они разбирают Его и соединяют Его, придают Ему форму и создают Его. Но в Себе Он не изменяется, и в Себе Он не подвергается преобразованиям. Орган зрения, однако, видит его таким образом. И посему место сдерживает Его, а переходы от одного существа к другому ограничивают Его. Потому только тех Он приводит в смятение, кто проводит различие, и только те понимают Его увещевания, кто сочетает утверждение сходства с провозглашением несравнимости.


Ибн Араби

Боги верований вымышлены. Абсолютно никто не поклоняется Богу, который таков, каков Он есть в Себе. Каждый поклоняется Ему в той степени, в какой Он был вымышлен в душе верующего. Пойми же эту тайну! Это дело весьма тонкое... Он говорит: «Не измерили они Аллаха должной мерой» (Коран 6:91). Таким образом, все люди — и те, кто провозглашает Его несравнимость, и те, кто этого не делает — участвуют в этих измышлениях.

Ибн Араби

https://textarchive.ru/c-2837110-p8.html

0

127

Цвет воды зависит от цвета сосуда. Природа мистического переживания зависит от состояния мистика в данное мгновение.

Джунайд

https://textarchive.ru/c-2837110-pall.html

0

128

Суфизм в наше время — это имя, за которым нет ничего реального, а когда-то это была реальность без имени.

Абу ал-Хасан Фушанджа

https://textarchive.ru/c-2837110-pall.html

А ведь так можно сказать о многих религиях (и о многих других "вещах"), которые выхолащиваются вплоть до "нулевых понятий".

0

129

Будь в этом мире странником, прохожим, чья одежда и обувь запылены. Иногда ты сидишь в тени дерева, иногда идешь через пустыню. Всегда будь прохожим, ибо не это твой дом.

Хадис

https://textarchive.ru/c-2837110-pall.html

0

130

Преодоление себя

Некоторые говорят: «Закон велит нам воздерживаться от гнева, вожделения и лицемерия. Но ведь это невозможно, поскольку мы сотворены с этими качествами. С таким же успехом можно потребовать от нас, чтобы мы превратили черное в белое». Люди предпочитают не замечать, что закон не призывает нас вырвать эти страсти, но лишь ввести их в подобающие рамки, так что, избегнув совершения великих грехов, мы можем обрести прощение грехов малых. Даже Божий Пророк сказал: «Я человек, как и вы, и гневаюсь подобно остальным».

Aл-Газали

https://textarchive.ru/c-2837110-pall.html

«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». © Теренций

0


Вы здесь » Континуум » Темы NN » «Восточные сладости»


создать форум