Однажды пророк Авраам пригласил некоего человека на обед, но узнав, что тот — иноверец, он отменил приглашение и отослал человека прочь. Немедленно Божий Глас упрекнул его: «Ты не давал ему пищи и в течение дня из-за того, что он принадлежит к другой религии. И однако Я кормил его на протяжении семидесяти лет, несмотря на это».
Ал-Газали
Притчи и мудрые рассказы
Сообщений 111 страница 120 из 126
Поделиться11113-12-2023 22:41:01
Поделиться11213-12-2023 22:43:36
Благочестивый человек следовал за Христом. Вор, увидев это, подумал: «Если я буду находиться в обществе благочестивого человека, быть может, Бог ради него простит и меня».
Побуждаемый смирением, овладевшим его сердцем, вор начал осуждать себя за свою безбожную жизнь. Он ощутил себя недостойным сидеть рядом с таким святым человеком.
С другой стороны, благочестивый человек, завидев сидящего-рядом вора, упрекнул его, боясь, что тень вора повредит его святости.
И тут же Христос услышал Божий Глас: «Скажи благочестивому и вору, что я стер начисто скрижали обоих. Добродетели благочестивого и грехи вора более не существуют. Теперь они должны начать жизнь заново. Добродетели благочестивого стерты из-за его гордыни, а грехи вора — из-за его смиренности и раскаяния».
Ал-Газали
Поделиться11313-12-2023 22:50:32
Змеелов, вознеся молитвы,
Пошел в горы, чтобы поймать змею.
Он брел по горам в снежную пору
И искал большую сильную змею.
Охотясь на змей во время суровой зимы,
Змеелов нашел огромного мертвого дракона,
Который был так велик, что сердце охотника наполнилось страхом.
Змеелов взял дракона и притащил его в Багдад, желая поразить людей.
— Я принес мертвого дракона, — кричал он.
— Я изрядно пострадал, охотясь на него.
Этот человек думал, что дракон мертв, но тот был жив,
Хотя человек об этом и не догадывался.
Дракон погрузился в спячку из-за холода и снега;
Будучи живым, он казался мертвым.
Человек стал показывать его на берегу реки,
И большое смятение началось в городе Багдаде.
Сотни простаков стали собираться там, став
Добычей змеелова, как он сам — добычей дракона из-за своей глупости.Сотни ротозеев начали тесниться вокруг.
Между тем неподвижный дракон
Был прикрыт сотнями тряпок.
Владелец принял меры предосторожности
И привязал его толстыми веревками.
В то время, когда ждали представления,
Солнце Ирака начало палить на змея.
Тропическое солнце его согрело;
Его конечности отогрелись,
Хотя казался мертвым, он ожил;
В ярости дракон начал распрямлять свои кольца.
Когда мертвый змей зашевелился, изумление людей
Умножилось в сто тысяч раз.
В ужасе они стали кричать.
В панике они начали разбегаться от ползущего змея,
Который разорвал свои узы и ринулся вперед.
Ужасный дракон, чей рык был подобен львиному.
Много людей погибло в давке;
Мертвецов набралось на сотню куч.
Змеелов застыл от ужаса на месте,
Шепча: «Что это я принес из гор и долин?»
Дракон проглотил этого оторопевшего человека в один присест.
Подобная дикость не трудна для кровожадного тирана.
Твой нафс [прим. - ложное эго] и есть этот дракон:
как он может быть мертв?
Он лишь заморожен, поскольку лишен
благоприятных возможностей.Если бы он получил возможности фараона,
По чьему приказу течет Нил,
Он бы творил то же, что и фараон,
И устроил бы засаду на сто Моисеев и Ааронов.
Держи дракона в снегу разлучения
с его желаниями,
Будь начеку, не перетаскивай его
под солнце Ирака!
Пусть этот твой дракон дремлет.
Если его выпустить, он сожрет тебя.
Не надеешься ли ты, не прибегая к помощи силы,
Сдержать его посредством достоинства и верности?Руми
Поделиться11413-12-2023 23:34:17
Дервиш рассказывает: «Я увидел свой нафс в форме крысы. Я спросил: «Кто ты?»
Он отвечал: «Я — разрушитель нерадивых, ибо побуждаю их творить зло. Я — спасение друзей Бога: если бы не я и не мое злокозненное существование, они бы возгордились своей чистотой и своими поступками. Когда они размышляют о чистоте своего сердца и глубинного сознания, о свете их дружбы с Богом, о своем постоянстве в духовной практике, они начинают гордиться.
Но когда они видят в себе меня, вся их гордость исчезает».
Худжвири
Поделиться11513-12-2023 23:39:30
Вы хотите знать Бога, когда остатки нафса еще крепко сидят в вас; но ваш нафс не знает даже себя самого. Как же в таком случае вы вообще можете что-либо знать? Нафс, остающийся в человеке, скрыт от себя самого. Как же ему может открыться Бог?
Ат-Тирмизи
Поделиться11613-12-2023 23:42:30
Однажды некий благочестивый человек увидел сон, в котором царь попал в рай, а аскет — в ад. Он спросил: «В чем причина возвышения одного и уничижения другого, в противоположность тому, чего ожидали люди?»
Ему был голос: «Царь оказался на небесах, поскольку приближал к себе дервишей, а аскет попал в ад, поскольку был близок к царю».
Саади
Поделиться11713-12-2023 23:49:04
Бахлул, мудрый юродивый, повстречал как-то Харун ал-Рашида.
— Ты откуда идешь, Бахлул? — спросил властитель.
— Из ада, — немедля ответил тот.
— И что же ты там делал?
Бахлул объяснил:
— Нужен был огонь, ну так я и решил спросить, не поделятся ли они огнем со мной. Но их предводитель сказал:
— Мы тут огня не держим.
Я, конечно, спросил:
— Как же так?
Он ответил:
— Говорю тебе, здесь огня нет, каждый приходит со своим собственным.
Шейх Музаффер
Поделиться11813-12-2023 23:50:42
Однажды халиф Умар повстречал несколько человек, которые просто сидели и ничего не делали. Он спросил у них, кто они такие.
— Мы из тех, кто вверил свои дела Богу, и на Бога мы уповаем, — отвечали они.
— Поистине, вы заблуждаетесь, — возразил он. — Вы просто бездельники, паразитирующие на трудах других людей. Тот, кто действительно уповает на Бога, сначала сажает зерно в лоно земли, а затем предается на волю Бога, Кормильца!
Ибн Араби
Поделиться11914-12-2023 13:34:26
Ювелир и его сосед
Однажды в лавку к некоему ювелиру пришел сосед.
— Дай, пожалуйста, мне весы,- сказал он.- Я уже давно хотел взвесить у себя дома золотишко, чтобы знать, сколько его у меня.
— Дорогой сосед! Нет у меня ни метлы, ни сита,- отвечал ювелир.
— Но я же не прошу у тебя ни метлу, ни сито. Я прошу у тебя весы и к ним разновесы на совсем недолгое время. Неужели ты оглох и не слышишь моих слов? — удивился сосед.
— Нет, я не глух,- спокойно сказал ювелир.- Но я способен заглянуть в будущее и могу рассказать тебе, как будут
развиваться события: поскольку ты стар и руки твои дрожат, а кроме того ты еще и не обучен ювелирному делу, ты обязательно просыплешь на пол золотой песок. Потом ты прибежишь ко мне за метлой, чтобы смести его вместе с пылью, а потом еще придешь и за ситом, чтобы отсеять золото. Поэтому я тебе сразу сказал, что у меня нет ни метлы, ни сита!
Поделиться12016-12-2023 03:31:59
БЛАЖЕНСТВО ЕСТЬ БРАХМАН
Ведическая притча
Однажды сын Варуны (Бога вод) Бхригу пришёл к отцу и спросил:
— Отец, просвети меня и скажи, что есть Брахман?
Мудрец Варуна с любовью ответил:
— Сын, никто не сможет передать тебе знание Брахмана. Постигнуть его можно только с помощью медитации. Иди, медитируй и сам найдёшь ответ. Я благословляю тебя.
Бхригу пошёл в лес и предался медитации. Он также углубился в самопознание. Через некоторое время его посетила мысль: «Что же является самой важной вещью, необходимой для существования всех живых созданий и, в частности, человека? Должно быть, это пища, — решил он, — ведь человек живёт, развивается, работает только благодаря пище, она — самое важное для жизни, значит пища — это Брахман».
Он поспешил к отцу и сказал:
— Я знаю, что есть Брахман. Пища — это Брахман.
Варуна с улыбкой ответил:
— Нет, мой сын, пища не есть Брахман. Иди и медитируй.
Бхригу вернулся в лес и продолжал свои бдения ещё некоторое время. И однажды он подумал: «Пища важна, но если отсутствует энергия, как станет перевариваться пища? А что это за энергия? Должно быть, это прана, дыхание жизни, значит, прана — это Брахман».
Он пошёл к отцу и сказал:
— Отец, я знаю, что есть Брахман. Прана — это Брахман.
Варуна ответил:
— Нет, сын мой, иди и медитируй ещё некоторое время.
Бхригу повиновался и продолжал медитировать. Через некоторое время он подумал: «Пища важна, прана важна, но что ещё важнее? Если у человека нет желания жить и есть, какая тогда польза от пищи и праны! Желания рождаются в уме, значит манас (ум) и есть Брахман», — решил он и об этом своём открытии сообщил отцу:
— Отец, манас есть Брахман.
Варуна улыбнулся и сказал:
— Нет, сын, манас не есть Брахман. Иди и предавайся аскезе ещё несколько дней.
Бхригу продолжал свою медитацию, и однажды он подумал: «Пища важна, прана важна, ум тоже важен, а что же всё-таки ещё важнее? Если человек не способен отличить добро от зла, имеет ли жизнь какой-то смысл? А где заключена эта способность различать? В интеллекте — виджняне. Следовательно, виджняна — Брахман», — решил он.
Придя к отцу, он сказал:
— Отец, виджняна — Брахман.
Но Варуна и на этот раз ответил ему:
— Нет, сын. Виджняна не есть Брахман. Иди и ещё несколько дней отдавайся аскезе.
Бхригу продолжил свои аскетические бдения. Однажды он подумал: «Пища даёт силу, прана — энергию, манас рождает желания, виджняна наделяет способностью к различению (вивекой). Но я должен найти главную цель человеческой жизни. И мне нужно самому её ощутить». И он снова погрузился в глубокую медитацию.
И вот однажды он почувствовал несказанную радость и перестал воспринимать внешний мир. В тот день Варуна пошёл в лес, чтобы отыскать сына. Он был счастлив, увидев, что его сын — в самадхи (восьмая ступень йоги). Лучезарное сияние, которое исходило от лица Бхригу, ясно говорило, что сын его понял: «Блаженство есть Брахман».
В эпоху Упанишад родители и наставники поощряли учеников к тому, чтобы они задавали вопросы, хотя и не давали им немедленных ответов. Они советовали им ставить вопросы самим себе и самим же находить на них ответы.
Практический опыт — лучший учитель.
Похожие темы
«Восточные сладости» | Темы NN | 24-02-2024 |